Святые и первоверховные апостолы Петр и Павел.
Среди учеников Христа-апостолов-Православная Церковь особо почитает двух, усвояя им звание первоверховных. Это-святые Петр и Павел, по словам Иоанна Златоуста, "превзошедшие всю природу земную и небесную. Связанные телом, они сделались превосходнее ангелов... Петр-начало Православию, великий священослужитель Церкви... Павел - великий проповедник истины,бдительный кормчий Христовой Церкви".
Святой апостол Петр,старший брат апостола Андрея,до призвания своего был рыбаком в Вифсаиде, небольшом городке у Галилейского озера. Имя его было Симон. "Ты-Симон,сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит "камень" (греч.-Петр)"-так сказал ему Господь Иисус Христос (Ин.1, 42), взглянув на него. Спустя некоторое время, проходя берегом Галилейского озера, Христос вновь увидел Симона Петра и Андрея, закидывающих сети. "Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков."(Мф.4 ,19) (кондак 2)-эти слова, обращенные к простым рыбакам,предопределили их судьбу. Пылкий, горячо возлюбивший Господа Иисуса, Петр сразу же последовал за Ним. Вскоре и Сам Господь посетил дом Петра, исцелив его тещу от горячки (Мк. 1,29-31).
Имея великое усердие и веру, Петр-единственный из учеников Христа-дерзнул просить у Него : "Повели мне прийти к Тебе по воде". По слову Господа он вышел из лодки и, как по суше, направился к Нему. Но, усомнившись в Божественной помощи,стал тонуть. "Господи! Спаси меня",-воскликнул Петр. И Божественный Учитель не замедлил прийти на помощь, простер руку и ввел его обратно в корабль (Мф. 14,28-32) (икос 3). Но не только от бури и ветра, но и от маловерия спасал его Господь, говоря : "Я молился о тебе,чтобы не оскудела вера твоя.(Лк.22,32) (кондак 4).
Вместе с Иаковом и Иоанном апостол Петр был на Фаворе свидетелем Божественной Славы Господней. Увидев Преображенного Господа Иисуса Христа и услышав глас Бога Отца : "Сей есть Сын Мой возлюбленный ; Его слушайте", Петр возрадовался и воскликнул : "Хорошо нам быть здесь"(Мк. 9,2-7) (икос-5). Воспоминание об этом содержится в одном из его посланий (2 Пет.1,17-19).
Когда приблизилось время Крестных страданий Спасителя, на пути в Иерусалим,Он спросил Своих учеников : "Вы за кого почитаете Меня?" Апостол Петр первым из учеников ответил : "Ты-Христос, Сын Бога Живого",за что удостоился высшей похвалы у Господа : "Блажен ты Симон, сын Ионин...Ты-Петр, и на сем камене я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее (Мф. 16, 15-18) (икос 7).
Это исповедание Христа Сыном Божиим нашло свое отражение в службе апостолам : "Христос тя, перваго, избрав, Петре,основание веры венча тя".
В Сионской горнеце накануне Таиной Вечери Спаситель, "взяв полотенце,препоясался...и начал умывать ноги ученикам". "Тебе ли умывать мои ноги ?"-возразил ему Петр. "Если не умою тебя, не имеешь части со Мною",-отвечал ему Господь. И тогда Петр, объятый страхом и любовью,возопил : "Господи! Не только ноги мои, но и руки и голову" (Ин.13, 3-9) (икос-9).
Лишь один ученик вступился за Господа ночью в Гефсиманском саду-то был апостол Петр. Выхватив меч, он отрубил ухо одному из пришедших, но Спаситель, даже в предсмертный час, исцелил раба. Петр следовал за Христом до дома первосвященника Каиафы, вошел с ним на двор и стоял там греясь у костра. Но трижды, отвечая на вопросы окружающих, отрекался он от своего Божественного Учителя : "Не знаю человека сего." (Мк. 14, 71). и после третьего отказа вдруг увидел, что его Господь смотрит на него,и "выйдя вон,горько плакал" (Лк. 22,63) (кондак 10).
Но нет такого греха, который не может простить Милосердный Господь. Покаяние Петра было так глубоко и сльно, что именно ему, первому из учеников, явился Господь по Воскресении. Трижды вопросив апостола : "Любишь ли ты Меня?" и трижды получив ответ : "Так,Господи! Ты знаешь,как я люблю Тебя" (Ин. 21,15-17), Иисус Христос восстановил его в апостольском достоинстве, доверив псти своих словесных овец (икос11).
После вознесения Господня по предложению Петра к числу двенадцати был причастен святой евангелист Матфий (дЕЯН. 1, 15-26). В дальнейшем, по сошестии на них Святого Духа, апостол Петр стал главой первохристианской общины. Его проповедь,вдохновленная горячей любовью к Воскресшему Господу,была так действенна, что обращала ко Христу тысячи людей (Деян. 2,41; 4, 4.). Чудесные знамения сопровождали исповедание Петром Христовой веры. Мертвые воскресали (Деян. 9,40), хромые и расслабленные исцелялись (Деян. 3, 1-8;9, 32-34),обличаемые в преступлениях испускали дух (Деян. 5, 5 - 10).
Известны два соборных послания святого апостола Петра (ок. 63 и 67 гг.). Во втором он пишет, "что скоро должен оставить храмину (свою),как и Господь Иисус Христос открыл (мне)" (2 Пет. 1, 14), то есть по слову Господа предсказывает свою скорую кончину.
По повелению императора Нерона апостола схватили и приговорили к распятию. Считая себя недостойным принять такую же мученическую кончину, как и его Учитель, он просил мучителей распять его головой вниз, желая даже во время смерти преклонить свою голову Господу.
Святой апостол Павел происходил из колена Вениаминова и до своего апостольского служения носил имя Савл. Уроженец города Тарса, "тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге", как свидетельствовал он сам о себе,-"даже до смерти гнал последователей сего учения (христиан), связывая и предавая в темницу мужчин и женщин" (Деян. 22, 3-4). Он одобрял убиение архидиакона Стефана и даже охранял одежды побивших его камнями (Деян. 8, 3). В 34 году он был направлен в Дамаск с поручением от первосвященников предать на мучения укрывающихся там христиан. На пути с ним произошло событие, коренным образом изменившее всю судьбу Савла.
Когда он приблизидся к Дамаску, его осиял Божественный Свет. Все сопровождавшие его воины упали на землю, и он услышал голос, говоривший : "Савл! Савл! Что ты гонишь меня? Трудно тебе идти против рожна". Савл спросил "Кто Ты, Господи?" Голос ответил : "Я Иисус, Которого ты гонишб. Но встань и стань на ноги твои; ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем того, что ты видел и что Я открою тебе" (Деян. 26,13-16).
Спутники Савла слышали голос, но не могли разобрать слов. Савл ослеп от Божественного сияния и по повелению Господа направился в Дамаск, где жил один из 70 апостолов Анания. Ему в видении было открыто, чтобы он пошел "на улицу, нарицаемую Прямую, и спросил в Иудином доме тарсянина по имени Савл" (Деян. 9,11).
Анания должен был возложить на него руки, чтобы он прозрел. По исполнении повеленного как бы чешуя спала от глаз слепца; он прозрел, принял Святое Крещение и был наречен Павлом (икос 2).
Получив от Господа указания о благовестии, святой апостол Павел стал проповедовать веру Христову среди иудеев и язычников, рабов и свободных, предпринимая длительные путешествия и рассылая послания. В Палестине и Малой Азии, Греции и Италии, на островах Средиземноморья раздалось пламенное слово апостола (кондак 3, икос 4, кондак 5). Во время первого путешествия на осторов Кипр, Павле "исполнившись Духа Святого", запретил волхву Елиме "совращать с прямых путей Господних" проконсула Сергия Павла. По слову апостола волхв ослеп и, "обращаясь туда и сюда, искал вожатого" (Деян. 13, 8-11) (икос 6).
Павел был среди участников первого Собора апостолов в Иерусалиме ок. 51 года (кондак 7). На нем он поведал, "какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников" (Деян. 15, 12). Собор принял решение не принуждать язычников к исполнению Моисеева закона, но "не делать другим того, чего себе не хотите" (Деян. 15,29).
В своих непрестанных трудах апостол Павел переносил неисчислимые скорби. "От иудеев,-писал он,-пять раз дано мне было по сорока ударов без одного, три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушения" (2 Кор. 11, 24-25) (икос 10). Проповедуя в Филиппах в Македонии, он был схачен и отведен в темницу. Но и в узах святой апостол продолжал молиться и славить Бога, и в полночь поколебалось основание темничное, отворились двери и расторглись оковы (Деян. 16, 22-26) (икос 8).
Находясь в Афинах, святой апостол благовествовал о Христе, "Которым живем, и движемся, и существуем" (Деян. 17, 28), в ареопаге-верховном собрании Древней Греции. Эта горячая проповедь привлекла к Истинному Богу новых последователей, среди них известного впоследствии христианского богослова Дионисия Ареопагита.
Возвращаясь из своего третьего миссионерского путешествия, в Кесарии апостол встретился с пророком Агавом, который взял пояс Павла и, связав себе руки и ноги, сказал : "Так говорит Дух Святый : мужа, чей этот пояс, так свяжут во Иерусалиме иудеи" (Деян. 21,11) (кондак 11).
Этими словами пророк предрек апостолу узы, в которых ему суждено было пребывать до конца жизни. Вернувшись во Иерусалим, он был схвачен и, как римский гражданин, отправлен на суд к кесарю.
В Риме апостол Павел помогал апостолу Петру просвещать жителей светом Христовой веры. По некоторым сведениям, он обратил в христианство главного императорского виночерпия, за что был осужден на смерть. Святого апостола усекли мечом.
Одни данные свидетельствуют, что апостолы Петр и Павел отошли ко Господу в один день, по другим-Павел мученически погиб ровно через год после смерти апостола Петра. Празднование их памяти началось сразу же после казни. Место погребения апостолов было священно для первохристиан. В 4 веке святой равноапостольный Констанстин Великий воздвиг в Риме и Константинополе храмы во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В Русской Церкви их почитание началось сразу же по Крещении Руси. По церковному преданию, святой равноапостольный великий князь Владимир привез из Корсуни икону святых апостолов Петра и Павла, которая впоследствии была преподнесена в дар новгородскому Софийскому собору. Изображения святых апостолов в иконостасе стали непременной принадлежностью деисусного чина. Особенно известны иконы святых апостолов Петра и Павла, написанные гениальным русским иконописцем преподобным Андреем Рублевым.
Память святых первоверховных апостолов Петра и Павла совершается 29 июня/12 июля.
Среди учеников Христа-апостолов-Православная Церковь особо почитает двух, усвояя им звание первоверховных. Это-святые Петр и Павел, по словам Иоанна Златоуста, "превзошедшие всю природу земную и небесную. Связанные телом, они сделались превосходнее ангелов... Петр-начало Православию, великий священослужитель Церкви... Павел - великий проповедник истины,бдительный кормчий Христовой Церкви".
Святой апостол Петр,старший брат апостола Андрея,до призвания своего был рыбаком в Вифсаиде, небольшом городке у Галилейского озера. Имя его было Симон. "Ты-Симон,сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит "камень" (греч.-Петр)"-так сказал ему Господь Иисус Христос (Ин.1, 42), взглянув на него. Спустя некоторое время, проходя берегом Галилейского озера, Христос вновь увидел Симона Петра и Андрея, закидывающих сети. "Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков."(Мф.4 ,19) (кондак 2)-эти слова, обращенные к простым рыбакам,предопределили их судьбу. Пылкий, горячо возлюбивший Господа Иисуса, Петр сразу же последовал за Ним. Вскоре и Сам Господь посетил дом Петра, исцелив его тещу от горячки (Мк. 1,29-31).
Имея великое усердие и веру, Петр-единственный из учеников Христа-дерзнул просить у Него : "Повели мне прийти к Тебе по воде". По слову Господа он вышел из лодки и, как по суше, направился к Нему. Но, усомнившись в Божественной помощи,стал тонуть. "Господи! Спаси меня",-воскликнул Петр. И Божественный Учитель не замедлил прийти на помощь, простер руку и ввел его обратно в корабль (Мф. 14,28-32) (икос 3). Но не только от бури и ветра, но и от маловерия спасал его Господь, говоря : "Я молился о тебе,чтобы не оскудела вера твоя.(Лк.22,32) (кондак 4).
Вместе с Иаковом и Иоанном апостол Петр был на Фаворе свидетелем Божественной Славы Господней. Увидев Преображенного Господа Иисуса Христа и услышав глас Бога Отца : "Сей есть Сын Мой возлюбленный ; Его слушайте", Петр возрадовался и воскликнул : "Хорошо нам быть здесь"(Мк. 9,2-7) (икос-5). Воспоминание об этом содержится в одном из его посланий (2 Пет.1,17-19).
Когда приблизилось время Крестных страданий Спасителя, на пути в Иерусалим,Он спросил Своих учеников : "Вы за кого почитаете Меня?" Апостол Петр первым из учеников ответил : "Ты-Христос, Сын Бога Живого",за что удостоился высшей похвалы у Господа : "Блажен ты Симон, сын Ионин...Ты-Петр, и на сем камене я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее (Мф. 16, 15-18) (икос 7).
Это исповедание Христа Сыном Божиим нашло свое отражение в службе апостолам : "Христос тя, перваго, избрав, Петре,основание веры венча тя".
В Сионской горнеце накануне Таиной Вечери Спаситель, "взяв полотенце,препоясался...и начал умывать ноги ученикам". "Тебе ли умывать мои ноги ?"-возразил ему Петр. "Если не умою тебя, не имеешь части со Мною",-отвечал ему Господь. И тогда Петр, объятый страхом и любовью,возопил : "Господи! Не только ноги мои, но и руки и голову" (Ин.13, 3-9) (икос-9).
Лишь один ученик вступился за Господа ночью в Гефсиманском саду-то был апостол Петр. Выхватив меч, он отрубил ухо одному из пришедших, но Спаситель, даже в предсмертный час, исцелил раба. Петр следовал за Христом до дома первосвященника Каиафы, вошел с ним на двор и стоял там греясь у костра. Но трижды, отвечая на вопросы окружающих, отрекался он от своего Божественного Учителя : "Не знаю человека сего." (Мк. 14, 71). и после третьего отказа вдруг увидел, что его Господь смотрит на него,и "выйдя вон,горько плакал" (Лк. 22,63) (кондак 10).
Но нет такого греха, который не может простить Милосердный Господь. Покаяние Петра было так глубоко и сльно, что именно ему, первому из учеников, явился Господь по Воскресении. Трижды вопросив апостола : "Любишь ли ты Меня?" и трижды получив ответ : "Так,Господи! Ты знаешь,как я люблю Тебя" (Ин. 21,15-17), Иисус Христос восстановил его в апостольском достоинстве, доверив псти своих словесных овец (икос11).
После вознесения Господня по предложению Петра к числу двенадцати был причастен святой евангелист Матфий (дЕЯН. 1, 15-26). В дальнейшем, по сошестии на них Святого Духа, апостол Петр стал главой первохристианской общины. Его проповедь,вдохновленная горячей любовью к Воскресшему Господу,была так действенна, что обращала ко Христу тысячи людей (Деян. 2,41; 4, 4.). Чудесные знамения сопровождали исповедание Петром Христовой веры. Мертвые воскресали (Деян. 9,40), хромые и расслабленные исцелялись (Деян. 3, 1-8;9, 32-34),обличаемые в преступлениях испускали дух (Деян. 5, 5 - 10).
Известны два соборных послания святого апостола Петра (ок. 63 и 67 гг.). Во втором он пишет, "что скоро должен оставить храмину (свою),как и Господь Иисус Христос открыл (мне)" (2 Пет. 1, 14), то есть по слову Господа предсказывает свою скорую кончину.
По повелению императора Нерона апостола схватили и приговорили к распятию. Считая себя недостойным принять такую же мученическую кончину, как и его Учитель, он просил мучителей распять его головой вниз, желая даже во время смерти преклонить свою голову Господу.
Святой апостол Павел происходил из колена Вениаминова и до своего апостольского служения носил имя Савл. Уроженец города Тарса, "тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге", как свидетельствовал он сам о себе,-"даже до смерти гнал последователей сего учения (христиан), связывая и предавая в темницу мужчин и женщин" (Деян. 22, 3-4). Он одобрял убиение архидиакона Стефана и даже охранял одежды побивших его камнями (Деян. 8, 3). В 34 году он был направлен в Дамаск с поручением от первосвященников предать на мучения укрывающихся там христиан. На пути с ним произошло событие, коренным образом изменившее всю судьбу Савла.
Когда он приблизидся к Дамаску, его осиял Божественный Свет. Все сопровождавшие его воины упали на землю, и он услышал голос, говоривший : "Савл! Савл! Что ты гонишь меня? Трудно тебе идти против рожна". Савл спросил "Кто Ты, Господи?" Голос ответил : "Я Иисус, Которого ты гонишб. Но встань и стань на ноги твои; ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем того, что ты видел и что Я открою тебе" (Деян. 26,13-16).
Спутники Савла слышали голос, но не могли разобрать слов. Савл ослеп от Божественного сияния и по повелению Господа направился в Дамаск, где жил один из 70 апостолов Анания. Ему в видении было открыто, чтобы он пошел "на улицу, нарицаемую Прямую, и спросил в Иудином доме тарсянина по имени Савл" (Деян. 9,11).
Анания должен был возложить на него руки, чтобы он прозрел. По исполнении повеленного как бы чешуя спала от глаз слепца; он прозрел, принял Святое Крещение и был наречен Павлом (икос 2).
Получив от Господа указания о благовестии, святой апостол Павел стал проповедовать веру Христову среди иудеев и язычников, рабов и свободных, предпринимая длительные путешествия и рассылая послания. В Палестине и Малой Азии, Греции и Италии, на островах Средиземноморья раздалось пламенное слово апостола (кондак 3, икос 4, кондак 5). Во время первого путешествия на осторов Кипр, Павле "исполнившись Духа Святого", запретил волхву Елиме "совращать с прямых путей Господних" проконсула Сергия Павла. По слову апостола волхв ослеп и, "обращаясь туда и сюда, искал вожатого" (Деян. 13, 8-11) (икос 6).
Павел был среди участников первого Собора апостолов в Иерусалиме ок. 51 года (кондак 7). На нем он поведал, "какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников" (Деян. 15, 12). Собор принял решение не принуждать язычников к исполнению Моисеева закона, но "не делать другим того, чего себе не хотите" (Деян. 15,29).
В своих непрестанных трудах апостол Павел переносил неисчислимые скорби. "От иудеев,-писал он,-пять раз дано мне было по сорока ударов без одного, три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушения" (2 Кор. 11, 24-25) (икос 10). Проповедуя в Филиппах в Македонии, он был схачен и отведен в темницу. Но и в узах святой апостол продолжал молиться и славить Бога, и в полночь поколебалось основание темничное, отворились двери и расторглись оковы (Деян. 16, 22-26) (икос 8).
Находясь в Афинах, святой апостол благовествовал о Христе, "Которым живем, и движемся, и существуем" (Деян. 17, 28), в ареопаге-верховном собрании Древней Греции. Эта горячая проповедь привлекла к Истинному Богу новых последователей, среди них известного впоследствии христианского богослова Дионисия Ареопагита.
Возвращаясь из своего третьего миссионерского путешествия, в Кесарии апостол встретился с пророком Агавом, который взял пояс Павла и, связав себе руки и ноги, сказал : "Так говорит Дух Святый : мужа, чей этот пояс, так свяжут во Иерусалиме иудеи" (Деян. 21,11) (кондак 11).
Этими словами пророк предрек апостолу узы, в которых ему суждено было пребывать до конца жизни. Вернувшись во Иерусалим, он был схвачен и, как римский гражданин, отправлен на суд к кесарю.
В Риме апостол Павел помогал апостолу Петру просвещать жителей светом Христовой веры. По некоторым сведениям, он обратил в христианство главного императорского виночерпия, за что был осужден на смерть. Святого апостола усекли мечом.
Одни данные свидетельствуют, что апостолы Петр и Павел отошли ко Господу в один день, по другим-Павел мученически погиб ровно через год после смерти апостола Петра. Празднование их памяти началось сразу же после казни. Место погребения апостолов было священно для первохристиан. В 4 веке святой равноапостольный Констанстин Великий воздвиг в Риме и Константинополе храмы во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В Русской Церкви их почитание началось сразу же по Крещении Руси. По церковному преданию, святой равноапостольный великий князь Владимир привез из Корсуни икону святых апостолов Петра и Павла, которая впоследствии была преподнесена в дар новгородскому Софийскому собору. Изображения святых апостолов в иконостасе стали непременной принадлежностью деисусного чина. Особенно известны иконы святых апостолов Петра и Павла, написанные гениальным русским иконописцем преподобным Андреем Рублевым.
Память святых первоверховных апостолов Петра и Павла совершается 29 июня/12 июля.
Комментариев нет:
Отправить комментарий